Четверг, 02.05.2024, 14:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
сміхоТрап [19]
Рішення проблемних питань за допомогою усмішки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





E853043424077

R830662297895

Z874355839447

Дружим в соцсетях
Поиск
Друзья сайта

Учись, чтобы учить других!

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа смеха » сміхоТрап

Несерьезный смех
[ Скачать с сервера (282.5 Kb) ] 31.01.2012, 22:50

То, что вызывает притворный смех, в жизни не принято называть юмором. Однако, взяв для нашей модели буквальное значение слова "смешное", мы, что называется, вырыли себе яму. И теперь вынуждены рассматривать притворный смех наравне с непритворным. Давайте все же не отмахиваться сразу от такой разновидности смеха. А вдруг выяснится что-то полезное?

Притворный смех по данному определению является сознательным. То есть, сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а потом, как говорится, "исполняется номер". И человек хорошо помнит о том, что он принял такое решение.

В противоположность притворному смеху, обычный смех является бессознательным. Это значит, что после того, как человек начал смеяться, он не может вспомнить, чтобы непосредственно перед этим думал что-нибудь вроде: "а теперь надо посмеяться". Память о своем решении смеяться - является строгим критерием для различения сознательного и бессознательного смеха. При этом не имеет значения, помнит ли человек, что именно ему показалось смешным. Последовательность мыслей во время притворного смеха может выглядеть так: "это не смешно... но надо посмеяться, потому, что... ха-ха". Последовательность мыслей во время непритворного смеха может выглядеть так: "это смешно... ха-ха...".

Думаю, не будет слишком смелым предположением сказать, что разницу можно определить не только мысленным самоанализом, но даже с помощью биохимических или биофизических измерений. Для эксперимента можно взять разные удачные и неудачные варианты аникса. В случае притворного смеха не будет неожиданности и не будет реакции нервной системы на неожиданность - легкого выброса адреналина, резкого изменения показаний полиграфа и тому подобное. Своеобразная идея для диссертации, так сказать J.

Естественно, если мы просто упомянем оба возможных случая: смех сознательный (притворный) и смех бессознательный, то это будет совсем неинтересной тавтологией. Поэтому мы укажем конкретные обстоятельства, которые ведут к смеху притворному (сознательному) и совершенно другие вполне определенные обстоятельства, которые приводят к непритворному смеху.

Приведем примеры притворного смеха.

Артист играет роль, где полагается смеяться.

Политик "натягивает" на свою кислую рожу дежурную улыбку. Вполне осознанно: это полагается по протоколу. Если он делает это по привычке, то см. главу о рефлекторном смешном.

Подхалим хихикает, вторя смеху начальника. Если начальник считает, что сказал что-то смешное, и сам первый смеется собственной шутке, то надо его поддержать. Даже если бессознательная реакция отсутствовала, надо ее сымитировать сознательно, дабы не разочаровывать шутника.

Человек, который выслушал, но не понял анекдот, смеется на всякий случай, когда видит, что смеются другие. Он не хочет, чтобы окружающие догадались о том, что до него "не дошло". То есть, не желает демонстрировать недостаток собственной сообразительности.

Другой человек слышит бородатый анекдот из уст своего друга, и ему не смешно. Но он все же улыбается для того, чтобы не разочаровывать друга, а подбодрить его.

Должны ли мы продолжить это исследование, и решить задачу юмора для притворного смешного? Мне кажется, что нет. Трудно утверждать, что притворный смех действительно интересует исследователей в области искусственного интеллекта или психологии. Не видно никаких сложностей в том, чтобы научить человека притворно смеяться. А роботов научили притворно смеяться много сотен лет назад - когда сделали первую игрушку типа "чертик в коробочке". Таким образом, мы оставляем эту тему, чтобы больше к ней не возвращаться.

Рефлекторное смешное

Это - простейший вариант непритворного смешного. Напомним вкратце идею рефлекса. Обычно это понятие у нас ассоциируется с "cобакой Павлова". Ей показывали кусок мяса и включали яркую лампочку. У собаки выделялась слюна. Затем перестали показывать пищу, а только включали лампочку. Слюна все равно выделялась. Говоря просто, рефлекс заключается в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной реакцией. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). В данном примере выделение слюны при запахе пищи - безусловный врожденный рефлекс, а выделение слюны при включении света - условный приобретенный.

Механизм рефлексов используется для дрессировки животных. Одни животные поддаются дрессировке лучше, другие - хуже. Человека можно просто попросить что-то сделать. Но можно и выдрессировать. Причем, случаи дрессировки людей - явление весьма распространенное. Только люди смотрят на животных с высокомерием - "цари природы" и все такое прочее. Поэтому, дрессировку людей называют как-нибудь иначе. Чтобы не ущемлять самолюбие.

Например, в армии практикуется так называемая "строевая подготовка". Военные не скрывают тот факт, что строевая подготовка необходима для поддержания и воспитания дисциплины. Но редко откровенно объясняют, почему именно так. А принцип прост: дрессировка. Солдат изо дня в день заставляют быстро и бездумно выполнять простые и абсолютно бесполезные действия: шаги, повороты, развороты. Как будто они не умеют ходить и поворачиваться. В условиях военных действий подобные физические навыки совершенно не нужны. Но простые, бесполезные и безобидные движения, ровные ряды и красивая форма - это всего лишь кусок мяса. А что играет роль лампочки? А роль лампочки играет немедленное, автоматическое и бездумное подчинение в ответ на особые "командирские" интонации голоса. В боевых условиях это выглядит так: командир отдает приказ подобным голосом. Солдат немедленно, бездумно и автоматически исполняет приказ. Нетрудно понять, что результаты подобной дрессировки можно применять и во благо, и во вред. Но углубляться в рассуждения о политике - дело неблагодарное, так что перейдем к следующему примеру.

Еще один пример дрессировки: спортивные тренировки в единоборствах. Для успеха, скажем, в боксе важны не только крепкие мышцы и неутомимые легкие. Необходима еще быстрая реакция и точные движения. Тренер показывает спортсмену сначала медленно, как надо уклоняться от определенного удара. Если спортсмен в реальном бою начнет вспоминать все эти объяснения, то "огребет в рыло". Он должен действовать автоматически. Рефлекторно выполнять маневр уклонения в ответ на какой-нибудь признак готовящегося удара. Рефлекс действует намного быстрее, чем сознательное действие и в этом - его несомненная полезность.

И последний пример дрессировки. Воспитание. Маленькому ребенку не хватает ума, чтобы понять, почему нельзя делать то, или почему надо сделать это. Ему при всем желании не объяснишь принципы электричества, почему не следует совать предметы в розетку. Можно сказать, что "тебя током убьет", но как доказать, что именно так и будет? Поэтому у ребенка вырабатывается рефлекс "слушай старших", "папа никогда не врет" (то есть - "верь старшим"). Годы спустя, наступит жестокое разочарование: окажется, что папа врет регулярно, а мама любит отдавать глупые приказы. Но сейчас, пока он маленький, выработанный методом кнута и пряника рефлекс "слушать старших" много раз спасет ребенку жизнь.

Теперь, вы, надеюсь, поняли, что дрессировка людей - дело обычное и неизбежное, только оно обтекаемо именуется "воспитанием", "тренировкой", "дисциплиной" и "привычкой". Смех - действие бессознательное, поэтому для него тоже возможна дрессировка; и смех может быть вызван простым механизмом рефлекса.

Безусловный рефлекс, вызывающий смех у детей,- реакция на щекотку. У взрослых он часто исчезает совсем, или реакцией становится не смех, а раздражение.

Условный рефлекс, вызывающий смех или улыбку,- реакция на зрелище других смеющихся людей или звук смеха. Когда смеется несколько человек, то окружающие тоже начинают улыбаться или смеяться, подчас вообще без какой либо иной причины. Известен прием, когда в нужных местах аудитории прокручивают звукозапись со "смехом зала". Если к этому прибавить еще одну из причин притворного смеха (смеяться, чтобы другие не подумали, что "не дошло"), то получается сумма двух эффектов. Каждый из них может быть довольно слабым. Но в результате, когда они есть, то остается добавить совсем немного: не очень смешной стеб или аникс чтобы получить реакцию в виде смеха. Правда, некоторые люди смеются, что называется, "очень заразительно", а смехом других можно пугать детей J

Еще один условный рефлекс, вызывающий смех,- ощущение усталости дыхательных, лицевых мышц, слезящиеся глаза, не успевшая слететь улыбка и прочие остаточные ощущения от недавнего собственного смеха. Во время комического представления зрители, что называется "разогреваются", так что можно заметить в конце представления более сильную реакцию, чем в начале.

Еще один условный рефлекс, вызывающий улыбку,- воспоминания о собственном смехе при виде какого-то человека, с которым связано очень много смешного. Известный юморист или артист заранее вызывает улыбку.

Еще один условный рефлекс, стабильно вызывающий улыбку,- вид маленьких детей или маленьких млекопитающих. В их присутствии постоянно работает механизм стеба, который будет рассмотрен позже. Так что вырабатывается условный рефлекс: улыбка уже при виде ребенка.

Ниже мы поговорим о смехе и улыбке в результате радости. Если некий человек, какая-то игра, какое-то занятие или характерный образ постоянно связан с получением удовольствия, то при виде этого человека, при подготовке к этой игре может возникнуть рефлекторная улыбка.

В целом принцип рефлекторного смеха заключается в том, что воспроизведение простых ощущений, которые постоянно (или очень часто) вызывают улыбку и смех, способствует новым улыбкам и смеху.

Рефлексы представляют собой хорошо изученную область биологии. Какая-либо новая модель для рефлексов, похоже, не представляет практической ценности.

С точки зрения задачи создания искусственного интеллекта имитация рефлекторного смеха сводится к распознаванию перечисленных звуковых и зрительных образов ("ребенок", "пушистый детеныш", "звук смеха", "вид смеющегося человека") и внесению большей или меньшей поправки на то, что последующие ситуации связанные с аниксом или стебом должны вызывать более сильный эффект. Величина поправки непостоянна: ее изменение соответствует имитации более или менее "смешливого" характера. Задачи распознавания зрительных и звуковых образов - сложны, надежно не решены, но прогресс в этой области несомненен. Это - задачи уровня 2. А решение на их основе задачи имитации рефлекторного смешного - уже тривиально.

Вроде бы в данной области копать больше нечего. Но прежде, чем мы оставим и эту тему, надо сделать два важных замечания. Они необходимы, чтобы опровергнуть кажущиеся противоречия с тем, что мы будем говорить дальше.

Первое. Поскольку мы говорим о рефлексах в биологическом понимании, то мы не должны поддаваться искушению и все смешное представлять как условный рефлекс, который дает реакцию на более сложные и абстрактные ситуации. Потому, что рефлексы подразумевают реакцию не на сложные и абстрактные, а на сравнительно конкретные и простые звуковые, зрительные и прочие ощущения. В других же случаях неизбежно включаются дополнительные механизмы логического и образного мышления, которые могут принципиально изменить эффект.

Второе. Мы далее будем говорить о немаловажном эффекте новизны. Казалось бы, механизм, вырабатывающий рефлексы, противоположен идее новизны. Например, почему мы смеемся при взгляде на детей, если для нас в этом нет ничего нового? В этом рассуждении перепутаны причинно-следственные связи. Сначала происходит смешное, основанное на эффекте радости, аникса или стеба. Одновременно распознаются разные простые зрительные, звуковые и прочие образы. Возникает основа для рефлекса - одновременность смеха и образов. Позднее эти образы воспроизводятся. Срабатывает рефлекс и вносится поправка: теперь вызвать смех проще. В результате эффекты от радости, аникса или стеба (которые имеют место в это же время или чуть позже) усиливаются. Возникшая вскоре реакция смеха или улыбки закрепляет рефлекс. Для эффектов радости, аникса и стеба новизна важна. Для рефлекторного смешного важно, напротив, повторение, которое закрепляет рефлекс, делает его более надежным и труднопреодолимым.

Вывод: простые образы, звуки и ощущения, лежащие в основе рефлекторного смешного надо стремиться повторить и воспроизвести. Сложные механизмы, лежащие в основе других видов смешного, следует разнообразить. Тем сильнее, чем сложнее механизм. Немного разнообразить - для радости. Сильнее - для стеба. И очень сильно - для аникса.

Озарение - это обнаружение того факта, что происшедшая неожиданность не была случайно выбранным действием или стечением обстоятельств, а имеет логическую или смысловую связь с тем, что случилось непосредственно перед точкой неожиданности. Эту связь будем называть отгадкой. Причем, эта отгадка должна быть одним из пунктов, которые составляли неожиданность и не были предсказаны. Вступление и ловушка содержат замаскированное указание на разгадку, какой-нибудь намек, подсказку.

Третий элемент аникса - это ограничения по времени. Озарение должно происходить вскоре (до 10 секунд) после неожиданности и резко (до 2 секунд).

Теперь мы сформулируем основной закон юмора, который описывает необходимые и достаточные условия для создания эффекта аникса; а затем рассмотрим его в деталях.

Для того, чтобы создать эффект аникса необходимо и достаточно создать у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.

или коротко:

Аникс - это неожиданность, резко превращающаяся в озарение.

Теперь дополнительно уточним детали.

Время.

Наблюдения показывают, что между неожиданностью и озарением проходит некоторый интервал времени. Он несколько длиннее, чем то время, которое было бы затрачено на понимание произнесенных после точки неожиданности слов, не будь этого эффекта неожиданности. Это естественно: человек не предсказал заранее некоторые параметры, так что ему приходится получать их заново.

Приведу пример из кибернетики. Процессор - главная микросхема в компьютере. Ее назначение - читать, разбирать и исполнять команды. Эти операции (чтение, разбор и исполнение) можно делать поочередно для каждой новой команды. Однако это плохой способ. Лучше разделить схему процессора на три части: кэш, предвыборку и исполняющее устройство. Пока исполняющее устройство обрабатывает 102-ю команду, устройство предвыборки разбирает 101-ю команду, а кэш читает 100-ю. Три части процессора действуют параллельно и согласованно, ускоряя работу всей микросхемы в три раза (в лучшем случае). Но иногда оказывается, что обработка очередной (102-й) команды заставляет процессор начать исполнение с другого места. Это означает, что подготовленные кэшем и предвыборкой данные нужно выбросить и начать работу с другого места. В результате, работа процессора ненадолго замедляется до нормальной, а не утроенной скорости.

Примерно то же самое происходит при аниксе. Человеку не удается предсказать заранее, что будет сказано и наступает некоторая пауза, задержка в понимании. Недаром анекдоты устроены как простые и неожиданные загадки: надо быстро оправиться от неожиданности, а потом разгадать, что же имел в виду говорящий. Поиск отгадки не должен занимать много времени. Не более 10 секунд. Иначе смешной эффект исчезает. Почему это происходит - можно гадать, но это уже совсем другой вопрос.

Еще более важно, чтобы озарение наступало разом, резко, почти мгновенно. Если озарение наступает поэтапно, как при решении задачи, то смешного эффекта не будет. Это значит, что искомая разгадка должна быть очень простой, неразделимой на много шагов, каждый из которых надо отгадывать последовательно. Озарение должно наступить быстро - не более, чем за 1, максимум 2 секунды после того, как человек начал догадываться о разгадке. Тогда возникает этот самый эффект - подобный вспышке, удару барабана или толчку, который внешне разряжается в смех или улыбку.

Итак, размышления аудитории сразу после точки неожиданности мы можем разделить на три быстрых этапа. Первый - небольшая задержка с пониманием значений слов. Не более секунды. Второй - поиски озарения, то есть какой-то логической или смысловой связи между ловушкой и развязкой. И третий - собственно озарение, обнаружение и окончательное осознание этой связи. Не более 1-2 секунд. И на все в сумме не более 10 секунд.

Неожиданность.

Если нарушается требование неожиданности, тогда мы имеем дело с "плоским" юмором. Причина "плоскости" - то, что суждение не было неожиданным. Рассмотрим наиболее обычные ошибки, которые срывают эффект неожиданности.

1.1. Похожая мысль уже знакома слушателю.

Вывод: нельзя повторять аникс тому же слушателю, по крайней мере до тех пор, пока он его не забыл. Таким образом, известная поговорка: "шутка, повторенная второй раз, уже не шутка" получает объяснение. Кроме простых повторов плохую службу может сослужить предварительная информация о чем-то подобном. Например, если после анекдота рассказать очень похожий анекдот, то реакция слушателей будет гораздо более вялой, чем сначала. По той же самой причине аниксы, которые приводятся в этой книге, теряют большую часть своего смехотворного действия. Ведь мы будем заранее объяснять, по какому принципу они строятся.

1.2. Слушатель слишком хорошо соображает для этого аникса.

Примитивные аниксы вызывают слабую реакцию у искушенного слушателя, поскольку он успевает понять, что будет сказано, еще до того, как эти слова произнесены. Вывод: для более сообразительной аудитории требуются более сложные аниксы, чтобы их не успели предсказать слишком рано, и не пропал эффект неожиданности.

1.3. Слушатель слишком быстро соображает для этого аникса.

Если вы дадите слушателю слишком много времени, он может понять, какую неожиданность ему готовят (или какую-то ее часть). В результате элемент неожиданности исчезнет (или будет ослаблен). Характерная ситуация: объявляется, что сейчас будет рассказан анекдот. Однако вступительная часть анекдота рассказывается очень многословно и медленно. За это время слушатель успевает перебрать много вариантов, вспомнить похожие шутки и анекдоты. И велик шанс, что среди вариантов окажется развязка целиком или отчасти. А к каждому из рассмотренных вариантов разум слушателя уже готов. Вывод: у аникса не должно быть длительного вступления.

Озарение.

Если нарушается требование озарения, тогда мы имеем дело с "заумным" юмором или юмором "для избранных". Наиболее распространенные причины:

2.1. Шутка не имеет смысла.

Например, такой текст: "Муж возвращается из командировки, а курица - не птица". Не смешно, так как высказывание состоит из двух частей, никак не связанных по смыслу. Шутка может не иметь смысла сама по себе. А может не иметь смысла для данного конкретного слушателя. Таков профессиональный юмор: человек другой профессии его не оценит, так как не поймет.

2.2. Слушатель слишком плохо соображает для этого аникса.

Ну тупой он. Или просто необразованный. Или устал. Или занят совсем другими мыслями. В общем, в данный момент соображает недостаточно хорошо для этой шутки. Анекдот рассказан, а он ничего не понял. Может, поймет потом, но закон юмора требует, чтобы понимание наступало резко, разом. Иначе не смешно. Если он поймет позднее, да еще постепенно (особенно когда ему начинают намекать на разгадку), то реакция будет слабее. Правда, эта реакция может быть усилена эффектом притворного смеха. Вывод: если есть детали, которые могут быть непонятны, надо их разъяснить заранее. При этом не стоит уведомлять, что это делается потому, что готовится шутка (см. пункт 1.3).

2.3. Слушатель слишком медленно соображает для этого аникса.

Плохо рассказывать шутку медленно. Но плохо рассказывать ее и через чур быстро. Вы начинаете рассказывать, слушатель не успевает, и его понимание немного отстает от вашего изложения. Вы достигаете развязки, а он не расслышал толком некоторые слова. В результате понимание наступает не сразу, а медленно, по частям. Вместе с пониманием развязки идет понимание того, что не было понято в ловушке. А требуется именно резкое, скачкообразное понимание. Да и неожиданности может не быть. Для неожиданности нужно неправильное предсказание. Но никакого предсказания еще не было сделано, когда уже была озвучена развязка.

2.4. Шутка не подготовлена.

Человеческий язык неоднозначен: каждое слово может иметь разный смысл в зависимости от контекста. Контекст определяется темой разговора. Если анекдот "не в тему", то происходит резкое переключение. Часть слов понимается еще в предыдущем контексте. То есть, они понимаются неправильно. Или правильно, но не сразу. Происходит то же, что в пункте 2.3: понимание наступает недостаточно резко за счет того, что некоторые элементы ловушки понимаются вместе с отгадкой. Понаблюдайте за тем, как действуют дикторы на телевидении или радио. Переходя к новой теме, они как-то связывают ее по смыслу с предыдущей. Даже если связь эта откровенно притянута за уши. Сначала они одной-двумя фразами переключают слушателя в новый контекст. А уже потом начинают излагать основное содержание.

Подведем краткий итог. Аникс должен быть рассказан достаточно просто, чтобы его быстро поняли, но не слишком просто, чтобы его не поняли заранее. Он должен рассказываться достаточно медленно, чтобы его успели понять, но не слишком медленно, чтобы его не успели предсказать. Не следует рассказывать анекс, очень похожий на предыдущие истории, но все-таки надо сказать хоть несколько слов на эту тему, чтобы переключить слушателя на другой контекст.

Вы видите, что среди правил есть противоположные. По параметру скорости произнесения и по параметру сложности. Эти требования мешают друг другу, что затрудняет задачу рассказчика, заставляя его искать золотую середину.

Аникс можно считать видом радости. Неожиданность и непонимание наводят нас на неприятные мысли о том, что, быть может, мы слишком глупы, чтобы понять смысл непонятного или заранее его предсказать. А наш собеседник для нас слишком умен и непредсказуем. Это позиционирует слушателя как более глупого, чем расказчик. В то же время, быть умным - естественная и разумная цель для многих людей. Как вы помните, достижение цели - это один из видов радости. Недостижение цели, наоборот, вызывает печаль.

Однако, когда мы понимаем смысл, спрятанный в аниксе, это доказывает нам, что мы все-таки достаточно умны. Это снимает с нас подозрение в глупости. Что вызывает радость. Этим же объясняется и требование быстроты озарения. Если мы слишком долго разгадываем аникс, значит мы глупы. Если мы разгадываем его шаг за шагом, плавно, то это выглядит как более серьезные усилия, чем ответ, полученный мгновенно в результате озарения.

Как видите, аникс - это частный случай радости. Однако логическая цепочка, которая обнаруживает закономерности, присущие радости, сравнительно длинная и неочевилная. Эффект от аникса значительно сильнее, чем от других подобных радостей. Например, реакция на хороший аникс-анекдот сопоставима по эффекту с радостью от успешной сдачи экзамена. Там и там мы доказываем свой ум. Там и там мы снимаем с себя подозрения в глупости как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. Однако несравнимы усилия, которые надо затратить на разгадывание анекдота и на подготовку экзамена. И сложность решаемых при этом задач также несопоставима. Казалось бы, реакция на анекдот должна быть совсем мизерной по сравнению со смехом студентов, покидающих аудиторию, где сдают экзамены. Однако, это не так. Потому аникс, хоть и является радостью, но выделяется в отдельный тип сложного смешного.

Основной закон юмора и его следствия поясняют, каким требованиям должен подчиняться этот вид смешного. Однако они ничего не говорят о том, как же найти текст, соответствующий этим требованиям. Откуда взять неожиданность и сформулировать ее так, чтобы она быстро переходила в озарение? Этот закон помогает понять, что такое аникс, как научиться понимать этот тип юмора, как не испортить хорошую шутку, рассказывая ее. Но он не учит, как сочинять новые шутки. Об этом говорится в следующих главах.

Каламбур

Простейший вариант каламбура - искажении имени собеседника. Но такое искажение вызывает неудовольствие и эффект, противоположный радости. Гораздо лучше, если искажается имя третьего лица или какое-нибудь другое название. Когда получается смешно, то такой прием называется каламбуром. Не всякое искажение смешно. Я перечислю несколько распространенных вариантов.

·  Подражание чужой манере речи, передразнивание. В этом случае искажение звучания слов имитирует чьи-то дефекты речи, национальный акцент, неграмотность. Эффект рассчитан на неискушенного слушателя.

·  Каламбур с грубостью. Любое слово, состоящее из трех и более слогов можно смешать с русским матом так, что будет заметна грубость, и, в то же время, будет понятно, какое слово было там раньше. Эффект средний. Сильно зависит от терпимости к мату и ругани. Эффект лучше, если в целом разговор содержал мало грубостей: тогда есть дополнительная неожиданность, которая по закону юмора полезна.

·  Каламбур с намеком. Если в каламбуре смешано исходное слово и слово, которое с ним связано, то эффект особенно силен. Например, кто-то говорит: "радиостанция Эхо Моськи", подразумевая с одной стороны радиостанцию "Эхо Москвы", а с другой стороны намекая, что эта радиостанция ведет себя как Моська.

У Фрейда под каламбуром понимается не очень удачное искажение, а удачное, красивое называется "игрой слов". Мы не будем вводить подобное деление, поскольку это чисто субъективное ощущение: удачно или неудачно, красиво или некрасиво. Также мы не будем вслед за Фрейдом классифицировать искажения по аналогии с искажениями в сновидениях. Кажется, что искажение любого типа неплохо подходит для каламбура.

Напомню основной закон юмора: сочетание эффекта неожиданности и эффекта быстрого озарения. Сама форма каламбура уже обеспечивает оба эффекта. Переход от неискаженной речи к искаженной обеспечивает неожиданность, а когда человек восстанавливает исходный, правильный текст по его искаженному варианту, тогда возникает озарение. Можно еще усилить реакцию, добавив намек. Получится двойной аникс: сначала понимание исходного слова, слабый аникс и слабая реакция, а потом еще одно быстрое озарение: да ведь в этом искажении содержится намек на дополнительный смысл! И эта вторая реакция будет усилена эффектом рефлекторного смешного (вспомните, мы говорили, что предыдущее смешное смех усиливает последующее).

Приведем примеры. "Госсекретарь США Коля Павлов" - искажение имени Колина Пауэлла, дополнительная неожиданность от контраста славянского имени и негритянской внешности. "Снятие сглаза по фотографии, снятие судимости по фотороботу" (М.Задорнов) - во второй фразе искажается первая фраза (слабый аникс) плюс намек на то, что второй случай - такое же шарлатанство, как и первое. "Депутаты - это депутаны" (М.Задорнов). Опять второй вариант искажает первый и содержит намек на продажность тех и других.

Гротеск

Один из эффективных или даже эффектных механизмов юмора - это доведение до абсурда, до сильного контраста с реальным положением вещей. В литературе это называется "гротеск". Какой-нибудь параметр преувеличивается или преуменьшается до тех пор, пока не возникнет настолько сильный контраст, что он кажется абсурдным и смешным.

Во-первых, надо найти подходящий параметр, который можно довести до абсурда. Во-вторых, нужно продемонстрировать эту абсурдность, показав, что столь сильное преувеличение принципиально меняет смысл сказанного.

Возможно, вы помните случай, когда были повышены ввозные пошлины на подержанные иномарки. Объяснялось это желанием защитить отечественного производителя автомобилей.

"Депутаты фракции промышленников предложили повысить вдесятеро пошлины на остальной импорт, чтобы защитить отечественного производителя от диктата зажравшегося потребителя".

Примерно так может звучать гротеск на эту тему. Мы преувеличили до абсурда ситуацию, предложив поднять пошлины на все товары, а не на один, а также не в два раза, а в десять. Для эффекта озарения в шутке содержится намек на то, что защищать надо не только производителя, но и потребителя.

По закону юмора нам нужны неожиданность и озарение. Некоторая величина увеличивается до такой степени, когда (эффект неожиданности) резко меняется результат. Очень быстро до человека доходит (эффект озарения), что беспредельное дальнейшее изменение этой величины в конце концов может привести к странным последствиям.

Обычно гротеск применяется по отношению к величинам, которые недавно изменились (пошлины повысились в два раза). Потом это изменение интерполируется дальше - вплоть до абсурда и - вуаля! - родилась шутка.

Подведу основные итоги.

Формализация чувства юмора возможна. Формализация творчества юмориста также возможна.

Решение этих задач основано на решении более простых задач уровня 2. К ним относятся:

  • Распознавание некоторых специфических зрительных и звуковых образов.
  • Распознавание физических и простейших психических удовольствий и неудовольствий.
  • Распознавание нарушения правил морали с точки зрения аудитории.
  • Распознавание достижения цели.
  • Распознавание ограничений на выбор действий, ведущих к цели.
  • Построение прогнозов на ближайшее будущее.
  • Сопоставление происходящего с известными законами природы.
  • Распознавание слабостей.

Все эти задачи могут быть решены частично, и чувство юмора будет улучшаться по мере того, как решение этих задач будет становиться все полнее.

Решение главной задачи распознавания смешного на основе этих задач выглядит следующим образом.

Существует 6 механизмов, вызывающих улыбку и смех. Смешное, соответственно, делится на шесть видов:


1. Притворное.
2. Рефлекторное.
3. Радость.
4. Аникс.
5. Стеб.
6. Бунт.

Каждый из видов вносит свой вклад, и вклады эти суммируются. Вклады от всех типов, кроме радости и притворного, выражаются положительным числом. Вклад от радости может быть отрицательным, что соответствует печали. Вклад от притворного смешного также может быть отрицательным, что соответствует нежеланию показывать смех. Сумма вкладов определяет интенсивность реакции: от слабой усмешки до долгого хохота. Конкретная величина каждого элемента суммы вычисляется по тому, насколько сильно ситуация соответствует одному из законов. Сила соответствия определяется числовым описанием характера смеющегося, то есть, большей или меньшей его чувствительностью к каждому из элементов в нужном законе.

Из этих типов смешного юмором в обычном понимании являются только аникс, бунт и стеб. Но если имеет место аникс, бунт или стеб, то остальные три вида смешного также вносят свое влияние в силу реакции, поэтому их исключать нельзя.

Формулировка законов для каждого вида смешного:

1. Притворный смех является сознательным. То есть, сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а потом, следует реакция. И человек хорошо помнит о том, что он принял такое решение.

2. Рефлекторный смех заключается в том, что в ответ на привычное раздражение органов чувств мы отвечаем привычной реакцией. Рассматриваются только простейшие, неабстрактные виды раздражения в соответствии с биологическим термином "рефлекс".

3. Радость образуется в результате получения удовольствия. Печаль образуется в результате противоположных ощущений. Удовольствие и неудовольствия перечисляются явно как физические ощущения и некоторые виды эмоций.

4. Основной закон юмора. Для того, чтобы создать эффект аникса необходимо и достаточно создать у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.

5. Основной закон сатиры. Для того, чтобы создать эффект стеба необходимо и достаточно в не слишком жестокой форме продемонстрировать чью-то слабость.

6. Основной закон бунта. Для того, чтобы создать эффект бунта, необходимо и достаточно продемонстрировать способность легко преодолевать какие-нибудь ограничения, которые обычно трудно или невозможно преодолеть.

Уточнение терминов, использованных в этих законах, см. в соответствующих разделах.

На все вместе в той или иной мере влияет повторение ситуации. На рефлекторное смешное - повторение вызывает закрепление реакции. На радость - повторение вызывает медленное (в течении лет) ослабление реакции. На аникс - исчезновение реакции после 1-2 повторов. На стеб и бунт - исчезновение реакции после десятков повторов. На притворное смешное влияния нет.

Помимо детализации этих закономерностей, вы найдете здесь разбор многих конкретных приемов, которые помогают проявлять остроумие.

Мне не встречались похожие формулировки, определяющие необходимые и достаточные условия для распознавания действия или фразы как остроумной и смешной. За период времени, прошедший от появления первой версии, мне никто ни о чем подобном не рассказал.

Напротив, я постоянно слышу о том, что чувство юмора - штука загадочная, нечто вроде неуловимого движения души. Недавно КВН-щики эдак патетично-удивленно-риторически вопрошали зал: "Кто знает, почему одному человеку смешно, а другому нет? Почему, такая фраза смешна, а такая - нет?". Казалось бы, кому, как не КВН-щикам знать ответ на этот вопрос? Так нет же, они тоже действуют неосознанно, интуитивно!

Что касается меня самого, то для меня оказался откровением тот факт, что половина остроумия основана на чужом унижении. Несомненно это - проявление агрессии. Cтеб требует весьма терпеливого, самокритичного и снисходительно настроенного собеседника. Что бывает не так уж часто. И соответствующего поведения от вас. Но он может быть также средством отпора и возмездия. В остальных случаях лучше стебаться не над присутствующими. 

Категория: сміхоТрап | Добавил: sergqy | Теги: гротекс, клоунада, стеб, аникс, юмор, смех, каламбур
Просмотров: 1699 | Загрузок: 368 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Цокол Сергей Александрович © 2024 Конструктор сайтов - uCoz