Современный человек, действительно, близок к картине Хаксли,
описанной в его „Прекрасном новом мире": хорошо накормленный, хорошо
одетый, сексуально удовлетворенный, но не обладающий собственным „я", не
имеющий никаких, кроме самых поверхностных, контактов со своими ближними,
направляемый лозунгами, которые Хаксли сформулировал так кратко: "Кто
страсти любит, тот общество губит" или "Никогда не откладывай на
завтра развлечение, которое можешь получит сегодня" или, как коронный
принцип: "Теперь каждый счастлив". Человеческое счастье сегодня
состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать
удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков;
сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин - все потребляется, поглощается. Мир
это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая
грудь; мы - сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся - и вечно
разочарованные. Наш характер приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать,
торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные,
становятся предметом обмена и потребления. Там, где дело касается любви,
ситуация соответствует по необходимости социальному характеру современного
человека. Автоматы не могут любить; они могут обменивать свои "личные
пакеты" и надеяться на удачную сделку. Одно из самых значительных
выражений любви, и особенно брака с его отчужденной структурой, это идея
"слаженности". В статьях о счастливом браке его идеал описывается,
как идеал исправно функционирующей слаженности. Это описание не слишком
отличается от идеи функционирующего служащего: он должен быть "разумно
независим", готов к совместной работе, терпим и в то же время честолюбив и
агрессивен. Таким образом, как скажет нам брачный адвокат, муж должен
"понимать" свою жену и помогать ей. Он должен делать благосклонные
замечания по поводу ее нового платья и вкусного блюда. Она, в ответ, должна
понимать его, когда он приходит домой усталый и расстроенный, должна
внимательно его выслушивать, когда он говорит о своих деловых затруднениях, не
сердиться, а понимать его, когда он забывает о ее дне рождения. Весь набор этих
видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух людей, остающихся
чужими друг другу на протяжении всей жизни, никогда не достигающих
"глубинной связи", но любезных друг с другом и старающихся сделать
друг для друга жизнь как можно приятнее.
При таком понимании любви и брака, главный акцент делается
на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. В
"любви" отыскивается, наконец, спасение от одиночества. Создается
союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и
близость. |